Климатический центр Росгидромета
к 10-летию образования)

29 декабря 2012 г. приказом Руководителя Росгидромета № 833 был создан ведомственный Климатический центр, функции которого были возложены на Главную геофизическую обсерваторию им. А. И. Воейкова (ГГО).

В качестве основных задач Климатического центра Росгидромета были определены следующие:

— подготовка материалов, содержащих оценки ожидаемых климатических изменений и их последствий, рекомендаций по адаптации к условиям изменяющегося климата для органов государственной власти, бизнес-структур, населения; — научно-методическое руководство работами учреждений и организаций Росгидромета в области климатического обслуживания; — разработка учебных программ и программ подготовки и повышения квалификации кадров в области изменения климата; — подготовка научно-популярных материалов для информирования общественности по вопросам изменения климата и их последствий.

Развитие системы климатического обслуживания в рамках функционирования Климатического центра Росгидромета подразумевает сотрудничество Росгидромета в области разработки руководящих материалов по подготовке и использованию климатической информации и продукции в различных секторах экономики и регионах с другими федеральными и региональными ведомствами, а также с РАН и высшей школой.

Организации Климатического центра предшествовала большая научная и организационная работа. В 2004—2005 гг. Росгидрометом был подготовлен и выпущен “Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период до 2010—2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России”, в котором на основе анализа данных многолетних инструментальных наблюдений за климатом на территории России и обобщения материалов отечественных и зарубежных научных исследований по оценке возможных изменений климата в ближайшей перспективе был представлен наиболее вероятный прогноз ожидаемого к 2010—2015 гг. состояния климата Российской Федерации и ее регионов. В 2017 г. Климатическим центром с участием НИУ Росгидромета была проведена оценка оправдываемости Стратегического прогноза, которая показала, что наиболее важные его положения в отношении основных особенностей современных изменений климата и их воздействий на экономику России подтверждаются имеющимися данными наблюдений (по 2015 г. включительно).

В 2009 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Климатическая доктрина Российской Федерации — документ, отражающий систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата. Принятию Климатической доктрины, подготовка проекта которой была поручена Росгидромету, предшествовала публикация Росгидрометом в 2008 г. первого Оценочного доклада об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации.

На этапе становления Климатического центра Росгидромета в ГГО были проведены работы по организации его инфраструктуры и подготовлен ряд проектных документов, проведена инвентаризация климатической информации и продукции, выпускаемой НИУ и сетевыми организациями Росгидромета, и дана оценка существующей нормативной базы по климатическому обслуживанию.

В настоящее время Климатический центр Росгидромета функционирует в режиме информационного обеспечения реализации единой государственной политики по вопросам, связанным с изменениями климата, климатическими воздействиями на население, природные системы, климатические ресурсы, отрасли экономики и национальную безопасность Российской Федерации. Значительное место в деятельности Климатического центра занимают вопросы адаптации к климатическим изменениям. Погодно-климатические факторы, в том числе опасные явления, а также изменения климата, затрагивают сферы ответственности практически любого ведомства Российской Федерации. Планирование и реализация многих крупных инвестиционных проектов, организуемых как государственными органами, так и частным сектором, чувствительны к вопросам учета указанных факторов в регионах России. Усугубляющиеся изменения климата и растущий в соответствии с запросом общества и экономики государственный статус климатической информации, прежде всего сценарных прогнозов, и их учет в нормативных документах и справочниках требуют значительных усилий в этом направлении. В особом внимании нуждается количественная прогностическая оценка рисков и потерь, отражающая отраслевую и региональную специфику потребителя информации о климате, необходимая для принятия оптимальных адаптационных решений. Такая оценка должна стать важной предпосылкой действий государственных органов и субъектов экономики в области распределения рисков и управления рисками.

Текущая деятельность Климатического центра представлена на его веб-сайте (http://cc.voeikovmgo.ru/ru/), который постоянно обновляется и дополняется актуальной информацией.

На протяжении своего функционирования Климатический центр Росгидромета успешно развивает электронную базу сценарных прогнозов состояния климатической системы на территории России в XХI в., предназначенную для использования в исследованиях будущих климатических воздействий и разработки мер адаптации к ним. Эти сценарные прогнозы были использованы, в частности, при подготовке Второго оценочного доклада Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации, опубликованного в 2014 г.

Активно развивается и деятельность по подготовке и выпуску широкого спектра климатической продукции, включая информационно-аналитические материалы для лиц, принимающих решения, хозяйствующих субъектов, населения, СМИ. К наиболее значимым публикациям Климатического центра за истекший период, помимо вышеупомянутой “Оценки стратегического прогноза изменений климата Российской Федерации на период до 2010—2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России” (2017 г.), можно отнести “Доклад о климатических рисках на территории Российской Федерации” (2017 г.); монографии “Изменения климата Арктики: место климатической науки в планировании адаптации” (2017 г.) и “С метаном по жизни” (2019 г.).

В 2020 г. в рамках реализации Национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г. (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № 3183-р) Климатическим центром Росгидромета опубликован “Доклад о научно-методических основах для разработки стратегий адаптации к изменениям климата в Российской Федерации (в области компетенции Росгидромета)”. Представленные в этом докладе материалы предназначены для использования органами государственной власти и другими субъектами адаптации при планировании мер адаптации к происходящим и ожидаемым изменениям климата. По сути, этот доклад позиционирует роль Росгидромета в научном и информационном обеспечении процесса планирования адаптации в отраслевом и региональном разрезе.

В 2022 г. Климатическим центром Росгидромета была опубликована серия материалов “Глобальное изменение климата и федеральные округа. На пути к адаптации” Публикации представляют собой краткие иллюстрированные введения в проблему изменений климата на территории каждого из восьми федеральных округов Российской Федерации и призваны способствовать взаимодействию организаций Росгидромета с региональными органами государственной власти и хозяйствующими субъектами по вопросам планирования адаптации к климатическим изменениям.

В 2022 г. Росгидромет завершил подготовку Третьего оценочного доклада об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Как и два вышеупомянутых предыдущих доклада этой серии, Третий оценочный доклад Росгидромета относится к одной из уже ставших традиционными форм климатического обслуживания Росгидрометом экономики и населения России. Координация подготовки доклада осуществлялась Климатическим центром Росгидромета.

В 2022 г. началась реализация Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021—2030 гг. (ФНТП), утвержденная Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 г. № 133), а также синергичного ФНТП Важнейшего инновационного проекта государственного значения (ВИПГЗ) “Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ”. Научно-исследовательским учреждениям Росгидромета в содружестве с институтами РАН и университетами предстоит принять активное участие в реализации ФНТП и ВИПГЗ. Широкий фронт работ в рамках ФНТП и ВИПГЗ открывается и для Климатического центра Росгидромета.

Климатический центр Росгидромета вступает в новое десятилетие своей истории, когда в связи с нарастающими климатическими угрозами, а также благодаря техническому прогрессу для климатического обслуживания — и в мире, и в нашей стране — наступил период интенсивного развития. Расширение круга задач климатического обслуживания (прежде всего в части адаптации к изменениям климата) неизбежно сказывается и на содержании оперативной деятельности Росгидромета, и на научно-исследовательской тематике его институтов, и на востребованности его информационно-аналитической продукции, включая оценочные доклады о климате. Как отмечено в Третьем оценочном докладе Росгидромета (2022 г.), в контексте адаптации к изменениям климата пришло время конвергенции — широкого междисциплинарного взаимодействия — выработки общего языка и поддержания непрерывного диалога между профессиональными климатологами, представителями отраслевых, а также социогуманитарных наук, и субъектами адаптации. Именно многосторонний диалог должен способствовать надлежащему практическому применению информации о климате и, более широко, об окружающей среде. Этот диалог должен стать продолжением и развитием того взаимодействия между прикладной климатологией и отраслевыми науками, которое существует в нашей стране уже много десятилетий. В условиях изменяющегося климата такое взаимодействие приобретает новые измерения и распространяется на все большее число участников — специалистов и лиц, принимающих решения. Именно в развитии такого взаимодействия состоит миссия Климатического центра Росгидромета.

 

В. М. Катцов, Е. Л. Махоткина

Joomla templates by a4joomla